Вернуться в раздел: Система менеджмента
Согласно ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, пункт 8.7.1 b) при выявлении несоответствия лаборатория должна:
Один из наиболее простых и эффективных методов для выявления причины несоответствия является метод «5 почему».
Суть метода заключается в следующем: для того, чтобы найти причину проблемы необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – "Почему это произошло?" – и искать ответ на этот вопрос.
Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Для поиска причин каждого конкретного несоответствия может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.
Последовательность действий при применении метода "5 почему" может выглядеть следующим образом:
Пример применения метода:
Несоответствие: результат спектрофотометрического определения концентрации контролируемого показателя не прошел проверку повторяемости.
1. Почему результат измерения на спектрофотометре в двух повторностях не прошел проверку повторяемости?
Одно из измерений было проведено не корректно и привело к завышению результата.
2. Почему одно из измерений было проведено не корректно?
Кювета была загрязнена фрагментом покрытия измерительной камеры спектрофотометра.
3. Почему кювета была загрязнена фрагментом покрытия измерительной камеры спектрофотометра?
Покрытие измерительной камеры спектрофотометра было подвержено коррозии со стороны паров растворителя.
4. Почему произошла коррозия покрытия измерительной камеры спектрофотометра?
В отношении спектрофотометра не выполнялось ежедневное и периодическое техническое обслуживание.
5. Почему в отношении спектрофотометра не выполнялось ежедневное и периодическое техническое обслуживание?
В лаборатории не разработана Инструкция эксплуатации спектрофотометра.
Коренная причина несоответствия: в лаборатории не разработана Инструкция эксплуатации спектрофотометра, вследствие чего не выполняется обслуживание, необходимое для сохранения эксплуатационных качеств средства измерений.
Зафиксировать использование метода "5 почему" рекомендуется в документах системы менеджмента, например в процедуре "Управление работами в лаборатории, выполненными с нарушением установленных требований".
Научиться правильно вести записи, управлять данными и информацией в лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 вы можете на семинаре «Технические записи, оформление результатов испытаний. Управление данными и информацией в лаборатории»
Ответить
Как подготовить лабораторию к прохождению процедуры аккредитации или подтверждения компетентности (ПК) в национальной системе аккредитации? Какие документы разработать, сформировать, куда, кому, когда предоставить? Ответы на эти вопросы, а также на другие, связанные с прохождением ПК или аккредитации, Вы сможете получить, прослушав наш курс.
Практикум по пп. 8.5.1 и 8.5.2
Лаборатория должна идентифицировать риски и возможности, чтобы предотвратить сбои и добиться улучшений. Необходимо интегрировать эти действия в систему менеджмента и оценить их ...
Практикум по 6.4
Лаборатория должна быть оснащена всем необходимым оборудованием. Важно учитывать ISO 17034.
Подтверждение калибровки оборудования. Все приборы идентифицируются, неисправные ...
Практикум по п. 7.10.1 c)
Процедура должна обеспечивать проведение оценки значимости несоответствующей установленным требованиям работы, в том числе анализ ее воздействия на предыдущие результаты.
Практикум по п. 7.2.1
Лаборатория должна обеспечивать актуальность и доступность всех методов и методик, используемых в работе,
и следовать установленным процедурам. Отклонения от методов допускаются только при техническом ...
Кое-какие поправки. Во-первых, в оригинале подход "5 почему" звучит так: "необходимо не менее (а не просто пять) пяти вопросов "почему?", чтобы выйти на корневую причину". Во-вторых, "не разработана инструкция" - это не корневая причина. Следует задать следующий вопрос: "почему не разработана?". Ответ, возможно, укажет на корневую причину, хотя не факт, может потребуется ещё одна (не исключено, что и более) итерация "почему". В системе менеджмента корневая причина всегда лежит в следующих областях: - непригодные политики, цели, система показателей, - неправильное распределение ответственности и полномочий, - непригодные процедуры и правила принятия решений.