Вернуться в раздел: Система менеджмента
Согласно ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, пункт 8.7.1 b) при выявлении несоответствия лаборатория должна:
Один из наиболее простых и эффективных методов для выявления причины несоответствия является метод «5 почему».
Суть метода заключается в следующем: для того, чтобы найти причину проблемы необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – "Почему это произошло?" – и искать ответ на этот вопрос.
Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Для поиска причин каждого конкретного несоответствия может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.
Последовательность действий при применении метода "5 почему" может выглядеть следующим образом:
Пример применения метода:
Несоответствие: результат спектрофотометрического определения концентрации контролируемого показателя не прошел проверку повторяемости.
1. Почему результат измерения на спектрофотометре в двух повторностях не прошел проверку повторяемости?
Одно из измерений было проведено не корректно и привело к завышению результата.
2. Почему одно из измерений было проведено не корректно?
Кювета была загрязнена фрагментом покрытия измерительной камеры спектрофотометра.
3. Почему кювета была загрязнена фрагментом покрытия измерительной камеры спектрофотометра?
Покрытие измерительной камеры спектрофотометра было подвержено коррозии со стороны паров растворителя.
4. Почему произошла коррозия покрытия измерительной камеры спектрофотометра?
В отношении спектрофотометра не выполнялось ежедневное и периодическое техническое обслуживание.
5. Почему в отношении спектрофотометра не выполнялось ежедневное и периодическое техническое обслуживание?
В лаборатории не разработана Инструкция эксплуатации спектрофотометра.
Коренная причина несоответствия: в лаборатории не разработана Инструкция эксплуатации спектрофотометра, вследствие чего не выполняется обслуживание, необходимое для сохранения эксплуатационных качеств средства измерений.
Зафиксировать использование метода "5 почему" рекомендуется в документах системы менеджмента, например в процедуре "Управление работами в лаборатории, выполненными с нарушением установленных требований".
Научиться правильно вести записи, управлять данными и информацией в лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 вы можете на семинаре «Технические записи, оформление результатов испытаний. Управление данными и информацией в лаборатории»
Ответить
Практикум по п. 4.1.5
При обнаружении риска для беспристрастности лаборатория должна быть в состоянии продемонстрировать то, как она устраняет или минимизирует такой риск.
Полные примеры документов:
Управление конфликтами интересов в лаборатории. Процедура
Декларация о беспристрастности и независимости лаборатории
Реестр рисков по беспристрастности
Рабочая инструкция. Испытатель
Обязательство о неразглашении конфиденциальной информации
Практикум по п. 5.5
Лаборатория должна определить управленческую структуру и взаимосвязи между службами; установить полномочия всех сотрудников,
документировать свои процедуры, демонстрировать, как она минимизирует соответствующие риски.
Полные примеры документов:
Положение о лаборатории
Примеры приказов
Должностная инструкция
Разбор Устава организации
Схемы структур
Практикум по пп. 6.2.1 - 6.2.3
Персонал должен работать в соответствии с СМ. Документировать требования к компетентности. Гарантировать, что персонал обладает компетентностью для выполнения деятельности и для оценки значимости отклонений.
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Управление персоналом. Процедура
Документированные требования к компетентности персонала
Формы записи
Практикум по п. 6.3.1
Помещения и условия окружающей среды должны быть пригодными для осуществления лабораторной деятельности и не должны оказывать негативное влияние на достоверность получаемых результатов.
Обсуждение от эксперта
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Программа «Обеспечение осуществления лабораторной деятельности помещениями и условиями окружающей среды»
Кое-какие поправки. Во-первых, в оригинале подход "5 почему" звучит так: "необходимо не менее (а не просто пять) пяти вопросов "почему?", чтобы выйти на корневую причину". Во-вторых, "не разработана инструкция" - это не корневая причина. Следует задать следующий вопрос: "почему не разработана?". Ответ, возможно, укажет на корневую причину, хотя не факт, может потребуется ещё одна (не исключено, что и более) итерация "почему". В системе менеджмента корневая причина всегда лежит в следующих областях: - непригодные политики, цели, система показателей, - неправильное распределение ответственности и полномочий, - непригодные процедуры и правила принятия решений.