Поговорим немного о внешних поставщиках продукции и услуг. О том, какие процедуры должна установить лаборатория и какие записи вести, говорится в пункте 6.6 ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 «Продукция и услуги, предоставляемые внешними поставщиками».
На что необходимо обратить внимание?
В лаборатории у внешних поставщиков закупается не только продукция, но и услуги.
Внешним поставщиком по отношению к лаборатории могут быть иные структурные подразделения юридического лица или даже отдельные сотрудники. Например, системные администраторы или электрики.
Ответственность за оценивание, выбор, мониторинг деятельности и периодическое оценивание внешних поставщиков лежит на лаборатории.
Даже если есть некое структурное подразделение (далее − СП), которое проводит закупки, то лаборатория должна предоставить в это СП информацию о тех поставщиках, которые были оценены и получили статус надежных.
Лаборатория должна обеспечить пригодность используемых продукции и услуг, поэтому, если сотрудника лаборатории не привлекают для проведения входного контроля, то такой контроль повторно организуется непосредственно в лаборатории. Тут и критерии приемки могут сильно отличаться. Если сотрудников по материально-техническому обеспечению будут интересовать формальности, например, совпадение количества мест груза, то в самой лаборатории приемка уже будет проходить по более значимым критериям, например, будет проверена комплектность, работоспособность и сроки годности. В одной лаборатории купили лабораторную мебель. При входном контроле сотрудника лаборатории не включили в комиссию. Приняли мебель, а потом, при входном контроле в лаборатории, выяснилось, что у лабораторного шкафа нет дверцы!
Отсутствуют оценка и мониторинг деятельности поставщика, действия по результатам оценивания и мониторинга.
Если с оценкой все понятно (выбираем важные для лаборатории критерии и оцениваем по ним), то вот мониторинг вызывает вопросы, а на самом деле это исполнение договорных обязательств поставщиком. После получения продукции и услуги следует уже оценить полученный результат. Все ли требования и условия были соблюдены, если вы их конечно выдвигали.
Еще одна лаборатория заказала термометры. На этапе оценки все было отлично: и цена, и сроки доставки. Только вот привезли эти термометры, битые в труху! Поставщик отказался заменить их и вернуть деньги. Тут как раз помогает мониторинг и вытекает пункт о действиях по результатам оценки и мониторинга. По результатам оценки поставщик были признан надежным, и проведена закупка, а по результатам мониторинга его исключили из надежных поставщиков и больше с ним не работают.
Ведение записей. Об этом забывают многие лаборатории, хотя с пониманием того, что в этих записях должно быть все отлично.
Источник: https://t.me/Accreditation_Counselor