Успей всё, останови время!
Предупреждение: статья написана 1 апреля 2021 года и может содержать устаревшую информацию.
Сотрудники
Ресурсы
Нормативные документы
Документооборот
СМК или СМ
Сегодня рассмотрим очередной новый Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2021 №34 «Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации».
Дата вступления в силу Приказа - 10 дней с момента его опубликования, т.е. 10.04.2021 г., за исключением пунктов, касающихся выполнения требований ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний» (это пункт 23.3 Критериев аккредитации) и пункта 24.2 Критериев аккредитации, который касается сотрудников и руководителей ИЛ:
«Работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории».
«Руководитель лаборатории, его заместители должны работать в лаборатории в штате по основному месту работы».
Эти пункты будут применяться с 01.07.2021 г.
Документ, как и его предшественник, содержит два раздела:
1. Перечень несоответствий в рамках процедуры аккредитации, влекущих за собой отказ в аккредитации;
2. Перечень несоответствий в рамках деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
Нарушение каких пунктов будет являться несоответствием и повлечёт за собой отказ в аккредитации или приостановку деятельности для ИЛ?
Также появилась важная ремарка о том, что
Для вновь аккредитующихся лиц:
В случае, если несоблюдение заявителем установленных требований к работникам не относится к отдельным позициям области аккредитации и не устранено сокращением области аккредитации в соответствии с частью 22.1 статьи 17 федерального закона №412-ФЗ, или при наличии «дублирующих» сотрудников, соответствующих КА.
Для уже аккредитованных:
А также при отсутствии иных работников, соответствующих установленным требованиям, по части ОА, по которой установлены несоответствия.
Пункт, в принципе, дублирует предыдущие требования, но!
если несоблюдение заявителем установленных требований к помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам не относится к отдельным позициям области аккредитации (для вновь аккредитующихся дополнение «и не устранено сокращением области аккредитации в соответствии с частью 22.1 статьи 17 федерального закона №412-ФЗ») или при наличии иных ресурсов, соответствующих установленным требованиям. Но!
за исключением случаев, когда отсутствуют документы, подтверждающие права владения и пользования помещениями (напомню, что для вновь аккредитующихся лиц договор аренды не может быть заключён на срок менее 1 года, что влечёт за собой обязательную регистрацию такого договора в Росреестре, и документом, подтверждающим владение и пользование, будет не только договор аренды, но и выписка из ЕГРН).
В данном разделе тоже не много изменений. Добавились п.23.1 - 23.3 КА, которые включают в себя Политики ИЛАК и вышеупомянутый ГОСТ Р 58973-2020.
Опять же для «новичков» имеется оговорка о том, что, если несоответствие связано с несоблюдением системы менеджмента качества, не относится к отдельным позициям ОА и не устранено путём сокращения области аккредитации в соответствии с частью 22.1 статьи 17 федерального закона №412-ФЗ.
Для уже действующих ИЛ послаблений нет.
Обращаю внимание, что это требование не относится к ИЛ.
п.24.6 КА устанавливает дополнительные к ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 требования по:
а) резервному копированию и восстановлению документов;
б) системе хранения и архивирования документов;
в) систематизации и ведения архива документов.
Отсутствие подтверждения внедрения и (или) соблюдения отдельных требований национальных стандартов и документов международных организаций для ИЛ это
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019
п.6 Требования к ресурсам;
п.7.2 Выбор, верификация и валидация методов;
п.7.4 Обращение с объектами испытаний или калибровки;
п.7.5 Технические записи;
п.7.6 Оценивание неопределенности измерений;
п.7.7 Обеспечение достоверности результатов;
п.8 Требования к системе менеджмента.
Для всех ИЛ имеется оговорка:
В случае, если несоблюдение заявителем установленных требований не относится к отдельным позициям области аккредитации и не устранено путём сокращения области аккредитации в соответствии с частью 22.1 статьи 17 федерального закона №412-ФЗ.
Как мне видится, применение данного уточнения будет использоваться так. Если у ИЛ имеется дублирующее оборудование/сотрудник/помещения, соответствующие установленным требованиям, то несоответствие не несёт за собой отказ в аккредитации/приостановке аккредитации. Или несоответствие устраняется путём сокращения ОА в рамках оказания Государственной услуги по ПК или аккредитации. Об этом нам говорит часть 22.1 статью 17 Федерального закона 412-ФЗ:
«22.1. К акту выездной экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и членами экспертной группы, а также уполномоченным представителем заявителя. Область аккредитации заявителя по результатам экспертизы представленных заявителем документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации может быть сокращена экспертной группой по согласованию с заявителем».
Вот такие новшества.
Блог "Все об аккредитации лабораторий" на Яндекс.Дзен, статья "Что нового в несоответствиях?".
12.08.2021 9:17:24 | Автор статьи: Марьина Мария
Общество с ограниченной ответственностью "Винсер", ИНН 7733533010, ERID: 2Vtzqwy9UVQ
Общество с ограниченной ответственностью «Центр метрологии, консалтинга и тестирования «Компетентность», ИНН 6315659486, ERID: 2VtzqukCv2g
Общество с ограниченной ответственностью "Линко", ИНН 7203563403, ERID: 2VtzqvH5x6R