Главная
Поиск. Виджеты сервисов
Назад в раздел
Статьи по данной теме

Разделы

Основной блог Авторские статьи Аккредитация лабораторий Система менеджмента Техника лабораторных работ Лаборатория. Авторский блог Эксперты на связи
Условия использования
Политика конфиденциальности
Документация
ООО «Линко» © 2025
Как реагировать на жалобу и построить эффективный процесс работы с ней в лаборатории
Как реагировать на жалобу и построить эффективный процесс работы с ней в лаборатории

Как реагировать на жалобу и построить эффективный процесс работы с ней в лаборатории

Если обиженный заказчик или конкурент пожаловался не только в Спортлото, но и в Федеральную службу по аккредитации или даже в Прокуратуру, то эта статья для Вас — в ней мы расскажем, как реагировать на жалобу и правильно предоставить информацию в ФСА, рассмотрим, как выглядит письмо Росаккредитации с жалобой и как построить эффективный процесс работы с жалобами.


Содержание

Часть 1. Как выглядит жалоба?
Часть 2. Правовая база
Часть 3. Как построить работу с жалобами?
Часть 4. Пишем письмо в Росаккредитацию
Часть 5. Что дальше?

Если обиженный заказчик или конкурент пожаловался не только в Спортлото, но и в Федеральную службу по аккредитации или даже в Прокуратуру, то эта статья для вас — в ней мы расскажем, как реагировать на жалобу и правильно предоставить информацию в ФСА.

Часть 1. Как выглядит жалоба?

Повезло тем аккредитованным лицам, которые сейчас будут читать эти строки впервые. Письмо от Росаккредитации с жалобой приходит на электронную почту в виде электронного документа, подписанного ЭЦП. Озаглавлено письмо скоромно «О предоставлении информации» и начинается оно словами: «В адрес Федеральной службы по аккредитации поступило обращение от… на предмет возможных нарушений испытательной лабораторией». На этом месте руководитель АЛ седеет, а менеджер по качеству бледнеет. А если письмо попадает в руки генеральному директору, то он сильно гневается.

Но необходимо читать дальше. Письмо пестрит ссылками на законодательство: 412-ФЗ, Приказ МЭР №707, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 — о них мы поговорим во второй части статьи.

В завершении Федеральная служба просит в течение десяти рабочих дней рассмотреть обращение и представить ответ на него.

Запрошенные в обращении сведения и документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя или иного должностного лица юридического лица, и направляются по адресу: (указывается почтовый адрес или центрального аппарата, или территориальных отделов) и, предварительно, на электронный адрес: (тут указывается адрес исполнителя).

Самое интересное в обращении — это приложение, а именно жалоба самого заказчика/конкурента/любителя поябедничать. Жалобу не перепечатывают, она идет в том виде, в каком она поступила в ФСА.

Тут стоит напомнить, что анонимно жалобу написать нельзя, ее не примут к рассмотрению.

Как выглядит письмо ФСА с жалобой? Фото из личного архива автора:

Как выглядит письмо ФСА с жалобой

Вернуться к содержанию

Часть 2. Правовая база

Прежде чем кидаться и реагировать на такие обращения, предварительно необходимо сделать три вещи:

  1. Внимательно изучить жалобу и понять ее суть.
  2. Прочитать все нормативные документы, на которые ссылается ФСА в обращении.
  3. Открыть свою систему менеджмента и прочитать, как действовать при таких обстоятельствах.

На какие конкретно документы и пункты ссылается ФСА в обращении, и чем они могут помочь?

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», аккредитованные лица обязаны рассматривать жалобы и обращения, относящиеся к их деятельности по оценке соответствия (в том числе поступившие в национальный орган по аккредитации и направленные им для рассмотрения аккредитованному лицу), и давать ответы на них в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

Тут мы видим четкий срок рассмотрения любого обращения, поступившего от ФСА – 10 рабочих дней.

Также в соответствии с пунктом 7.9 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в системе менеджмента лаборатория обязана иметь документированный процесс по работе с поступившими жалобами, описание которого должно быть доступно всем заинтересованным сторонам по запросу.

Вернуться к содержанию

Часть 3. Как построить работу с жалобами?

Если в руководстве по качеству раздел по работе с жалобами состоит из двух абзацев, один из которых о том, что имеется журнал регистрации жалоб, то можно смело сказать, что у лаборатории нет документированного процесса для получения, рассмотрения жалоб и принятия решений по поступившим жалобам.

Как построить эффективный процесс работы?

Назначаем ответственного за работу с жалобой – данный сотрудник должен обладать полномочиями и ресурсами для проведения полноценного анализа возникшей ситуации, поскольку лаборатория несет ответственность за принятие всех решений на всех стадиях процесса рассмотрения жалобы, и не иметь никакого отношения к той работе, на которую поступила жалоба.

Что он должен сделать:

  • Зарегистрировать жалобу.
  • Удостовериться, что жалоба непосредственно относится к лаборатории и ее деятельности, установить причину жалобы.

Для этого может понадобиться привлечение сотрудников лаборатории или, если большой лабораторный центр и сложный случай жалобы, даже создание комиссии для рассмотрения жалобы.

  • Проверить все записи и документы, относящиеся к жалобе. Чаще всего цепочка стандартная, как на ПК: заявка – договор – технические записи – протокол испытаний/измерений – фиксация передачи протокола заказчику и во ФГИС Росаккредитации.

Если в процессе проверки документов, опроса сотрудников выяснилось, что жалоба обоснованная, то ее фиксируем как несоответствующую работу в соответствии с системой менеджмента лаборатории.

Далее все стандартно: выявляем коренную причину, разрабатываем коррекции (если они применимы), корректирующие действия и реализуем их. При необходимости проводим актуализацию реестра рисков, а может и возможностей.

И, наконец, пишем ответ в Федеральную службу.

Вернуться к содержанию

Часть 4. Пишем письмо турецкому султану в Росаккредитацию

Прежде чем начать писать письмо, необходимо еще раз прочитать, кому и куда направлять документы. Иногда в поступившем обращении ФСА просит предварительно направить документы на электронную почту ответственного сотрудника, а после – уже везти ответ в бумаге.

В ответе необходимо подробно описать, что было проверено, какие мероприятия были проведены, приложить необходимые документы, подтверждающие устранение несоответствий, указанных в жалобе.

Если жалоба была признана лабораторией необоснованной и не относящейся к лабораторной деятельности, то ответ пишется также развернуто, и к нему прикладываются все документы, подтверждающие необоснованность жалобы.

Обязательно помнить о том, что результаты рассмотрения жалобы должны быть подготовлены или рассмотрены и одобрены сотрудником, который не принимал участия в деятельности лаборатории, по поводу которой поступила жалоба.

Вернуться к содержанию

Часть 5. Что дальше?

Если после направления ответа, только звенящая тишина, то это хороший признак.

В том случае, когда Росаккредитация не удовлетворилась вашим ответом и разглядела в ваших действиях готовящееся, возможное или непосредственное нарушение обязательных требований, в лабораторию придет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, но это уже совсем другая история.

Ссылка на источник

13 марта 2023 г. 11:22

 398    220

Реклама

Общество с ограниченной ответственностью "Линко", ИНН 7203563403, ERID: 2VtzqvRpnC2

Почта Линко

Отправитель: Общество с ограниченной ответственностью "Линко"

Беспристрастность и конфиденциальность. Практикум по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019

  • Стоимость за слушателя: 1 900 ₽.
  • Скидка: 60%.
  • Общение с лектором в форме деловой игры.

20 мая в 10 мск

Подробнее

Документы в ОРД-25 Наконец-то разъяснения. Как определять области технической компетенции лаборатории?

Под видео разместили транскрипт, где рассказали, как это сделать корректно и так, чтобы у экспертов по аккредитации не возникло никаких вопросов.


Документы в ОРД-25 Работать по системе менеджмента лаборатории должны отделы организации

Лаборатории часто забывают, что привлекаемый персонал влияет на их деятельность и не соблюдают эти требования. Кто к нему относится, как соблюсти требования.


Документы в ОРД-25 Можно ли использовать методики ГОСТов в связи с изменениями в 102-ФЗ?

Выделили главные мысли и выводы, цепочку рассуждений о применении национальных стандартов лабораториями. Новые публикации Росстандарта. Опубликованное разъяснение подтверждает, что методики измерений из ГОСТов, используемые в сфере госрегулирования, не...


Пересмотр методик измерений

Тема форума Линко Опубликованы методики измерений взамен действующих: ФЦАО информирует лаборатории

Ссылки на полезные материалы по теме, включая форму журнала лаборанта и этикетки, а также область применения методик и даты вступления в действие.


Тема форума Линко Пересмотрена методика определения цветности воды: есть существенные изменения

Добавили ссылки на полезные материалы и запись вебинара, а также основные изменения в методике и перечень необходимого оборудования.


Дополнение к сервису «Линко Сличи»

Уже доступно
Делаем Вашу жизнь проще
Загрузите ОА и отдыхайте

Регулярно выходят новые решения о признании эквивалентности стандартов. Проверить свою ОА теперь можно автоматически

Поиск эквивалентных методик

Как это работает?

1. Загружаете на сервис ОА из Конфигуратора.

2. На странице с Вашей областью аккредитации выберите вкладку "Эквивалентность" в правом меню.

3. Сервис выдаст результат: есть в Вашей области стандарты, признанные эквивалентными или нет.

4. Полученную область с найденными программами можно скачать в формате для Excel.

К сервису

Курсы и семинары. Весна и лето 2025



19 мая 9:00 мск

Бесплатный вебинар

Основные понятия метрологии

Записаться







При обучении на курсах Вы получите
удостоверение о ПК

Удостоверение о повышении квалификации является государственным документом, имеет юридическую силу и подтверждает факт успешного обучения по выбранной программе.

Лицензия № Л035-01215-72/00958262 подтверждает право вести образовательную деятельность.

Отправить заявку очень просто: сделайте это в один клик с платформы или напишите на почту: info@linco.spb.ru

Документы в ОРД-25 Разработка и утверждение внутренних документов в лаборатории. Необходимые полномочия

Свежий взгляд на процедуру начинается с разработки, раскрывает нюансы согласования и подводные камни утверждения документов. Раздел, посвященный полномочиям и компетенциям, необходимым для разработки документов, заставит задуматься и позволит улучшить процессы в Вашей лаборатории. Разберем важность выбора лиц, ответственных за утверждение внутренних документов, для наделения вводимых в действие документа юридической силой.


Новые рекомендации и правила

Тема форума Линко Для лабораторий выпущены новые рекомендации по отбору проб

Добавили ссылки на полезные материалы и запись вебинара, а также область применения рекомендаций и перечень необходимого оборудования. Общий порядок контроля содержания загрязняющих веществ в промвыбросах.


Тема форума Линко Новые требования в области радиационной безопасности отменяют ряд санитарных правил

Мы подкрепили тему ссылками на методики, добавили полезные материалы и запись вебинара, новые требования и перечень документов, утративших силу.


Линко Практикум

Могут принять участие 2‑10 сотрудников Вашей лаборатории или можете участвовать сами.


Небольшая лекция позволит вспомнить материал или получить новые знания. Работайте в группе с преподавателем в формате практики, чтобы закрепить теоретический материал и лучше понять его применение в реальных ситуациях.


Выберите любую тему для участия

Выбрать Практикум

Документы в ОРД-25 Учет и контроль условий эксплуатации оборудования в испытательной лаборатории

Рекомендации по ведению реестра условий эксплуатации оборудования и проверке условий окружающей среды. Как оптимизировать учет требований к условиям эксплуатации.


Контроль качества и безопасности

Тема форума Линко Лаборатории будут идентифицировать химпродукцию по новому техрегламенту

Мы подкрепили тему ссылками на стандарты, добавили полезные материалы и запись вебинара, а также указали основные требования техрегламента и его актуальный статус.


Тема форума Линко Введение в действие техрегламента снова перенесли. На этот раз на 1 января 2026 года

Ссылки на полезные материалы по теме и запись бесплатного вебинара, а также предстоящие уточнения в техрегламенте и закрепленные в нем требования.


Чат. Линко Форум. Лаборатории

Наш Телеграм чат для Лабораторий. Тысячи специалистов общаются вместе, задают вопросы и получают ответы. Множество рубрик, материалов, документов и ценных ссылок. Богатый источник данных. Этот инструмент подойдет Вам.

Присоединиться

Весенние семинарские дни

9,91 балла
Учебный центр Линко получил 717 оценок и отзывов за год

Линко Практикумы

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019

Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Выберите любую тему для участия

Выбрать Практикум

Подробные статьи

Пройдите простую регистрацию, чтобы получить доступ к материалам.

Регистрация Вход

Центр информации

Поддержка пользователей, быстрая обратная связь по работе сервисов Линко.

Написать