Блог

 

Успей всё, останови время!

Использование образа человека в белом халате для рекламы


Использование образа человека в белом халате для рекламы
Содержание

Что говорит закон?
Разъяснения и прецеденты
Риски для рекламодателя

Можно ли использовать образ человека в белом халате для рекламы? Попробуем разобраться в этой непростой теме и опишем потенциальные риски для рекламодателя.

Что говорит закон?

Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается

«использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования

  • в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены,
  • в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники,
  • в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий,
  • в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;»

В отношении большей части рекламных объявлений законодатель полагает, что применение образов медицинских или фармацевтических работников (в конкретном случае — изображение женщины в белом халате) будет являться объективно необоснованным фактором, оказывающим влияние на выбор потребителя. С точки зрения законодателя изображение женщины в белом халате свидетельствует об использовании образа фармацевтического работника, и при условии, если реклама не попадает под указанные в Федеральном законе исключения, автоматически характеризует ее как ненадлежащую.

Но является ли ненадлежащей реклама, в которой сотрудник лаборатории, одетый в белый халат, рекламирует услуги провайдеров для лаборатории или лабораторные услуги для населения, не связанные с медициной и фармацевтикой? Казалось бы, я, поставщик услуг, использую для оформления рекламного баннера фотографии лаборантов, инженеров-химиков, бактериологов, пробоотборщиков, менеджеров по качеству — они отношения к медицине и фармацевтике не имеют.

Вернуться к содержанию

Разъяснения и прецеденты

Можно найти утверждение, что «… на билбордах, в рекламных материалах неспециализированных изданий, в рекламных роликах на ТВ и так далее не должно быть людей, которых можно идентифицировать как врачей. У потребителя не должно создаваться впечатления, что в сюжете участвует врач.» — сказано в письме за подписью Кашеварова Андрея Борисовича, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ. Председатель Общественного совета при Минздраве Аксёнова Наталья Леонидовна полагает, что за рекламой учебных центров контролирующие органы должны следить особенно бдительно.

Однако, нам не удалось найти обсуждений, где поднимался бы вопрос разделения или объединения образов врача и сотрудника, например, испытательной экологической лаборатории, прецедентов, где действие данной статьи ФЗ «О рекламе» распространялась бы на рекламу образовательных курсов для работников лабораторий или иных аналогичных услуг для лабораторий.

Мы могли бы сами предположить, что, если образ сотрудника испытательной или калибровочной лаборатории может быть приравнен к медицинскому и фармацевтическому работнику, то и случаи его допустимого применения (реклама медицинских услуг, реклама, нацеленная на медицинских и фармацевтических работников) могут быть распространены на рекламу лабораторных услуг, товаров и услуг для лабораторий.

Однако, не все так просто.

Специалисты ООО «ИК Ю-Софт» Регионального центра Сети «КонсультантПлюс» на основании Решения Коми УФАС России от 03.10.2014 № 03-01/8914 по делу № Р 35-05/14 и Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2015 № Ф08-1186/2015 по делу № А63-9114/2014, в которых говорится, что «белый халат» является символом, который прочно связан с образом врача, полагают, что использование в рекламном объявлении образа человека в белом халате может привести к спору с контролирующими органами. К сожалению, остается констатировать, что, не смотря на различие медицинской и лабораторной спецодежды (в том числе халатов), как то: качество ткани, элементы дизайна, расположение карманов и застежек, контролирующие органы будут обращать внимание в первую очередь на цвет халата. Также следует иметь в виду, что к медицинской одежде можно отнести также халаты иных расцветок (светло-синие костюмы у санитаров, зеленые у медсестер, желтые у лаборантов, фиолетовые у административного персонала медицинских учреждений).

Ранее Федеральная антимонопольная служба принимала заявления о нарушениях, проверяла рекламу и выносила решение. С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый закон о маркировке рекламы в интернете (Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ), согласно которому рекламные объявления подлежат маркировке с присвоением уникального ID-токена (ERID), путь которого прослеживается специальными сервисами надзорного контроля. Получение ID-токена у операторов рекламных данных сопряжено с проверкой ими графических составляющих рекламы. Таким образом, контроль за используемыми в рекламе образами усилился.

Вернуться к содержанию

Риски для рекламодателя

Согласно части 6 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В случае выявления неправомерного использования образов медицинских и фармацевтических работников компании выдается предписание о прекращении нарушения. За нарушения указанного требования организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ей грозят административные штрафы от 100 до 500 тысяч рублей.


Подводя итог всему выше сказанному, делаем вывод, что использование образа человека в белом халате для рекламных целей, не предусмотренных ФЗ № 38 — это риск, который должен быть оценен и взят в расчет. Принимать его или нет — рекламодатель решает для себя сам.

Вернуться к содержанию

Библиография

Предыдущая Назад в раздел Следущая

Разделы блога