Познакомимся с нормативными документами и изменениями, которые вступают в силу в 2025 году и касаются проведения аккредитации, государственных услуг и системы менеджмента лабораторий. Кратко опишем содержание каждого документа и доступно изложим суть изменений. Оценим влияние новых требований на работу лабораторий.
Содержание
СМ № 04.1-9.0023. Политика ILAC в отношении ПК/МСИ
СМ № 03.1-1.0008. Политика Росаккредитации в отношении ПК/МСИ
ПП РФ от 26.11.2021 №2050
СМ № 03.1-9.0013. Схема аккредитации ИЛ в НСА
СМ № 02.1-3.0001. Проведение удаленной оценки
СМ № 04.1-4.0004. Формирование программы выездной оценки ИЛ
СМ № 04.1-1.0019. Соблюдение требований пункта 21 КА
Приказ Минэкономразвития от 17.10.2024 № 649
СМ № 04.1-9.0014. Использование знака НСА
СМ № 03.1-1.0018. Оценка соответствия ИЛ
Приказ Минэкономразвития РФ от 2011.2024 № 730
Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Общие рекомендации по работе с изменениями
Недавно я посмотрел вебинар Марьиной Марии Александровны (консультант по устранению несоответствий, подготовке к госконтролю, аккредитации, ПК), который состоялся на Линко. Вебинар был посвящен ключевым изменениям в нормативных документах, которые вступают в силу в 2025 году. Отмечена важность ознакомления с этими документами для всех лабораторий, поскольку они содержат важные изменения, касающиеся проведения госуслуг, аккредитации, подтверждения компетентности и ведения системы менеджмента.
Были рассмотрены следующие документы:
СМ № 04.1-9.0023«Руководство по политике ILAC в отношении проверки квалификации и/или межлабораторных сличений, отличных от проверки квалификации» (ILAC P9:01/2024, IDT) (дата утверждения: 20 февраля 2024 года) |
Документ общего характера, с которым рекомендуется ознакомиться. Рассматривается вместе со следующими документами:
СМ № 03.1-1.0008«Политика Росаккредитации в отношении участия лабораторий и органов инспекции в проверках квалификации и в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях, отличных от проверок квалификации» (версия 03.2, дата утверждения: 18 сентября 2024 года) |
Постановление правительства РФ от 26 ноября 2021 года №2050 |
В Постановлении 1 марта 2024 года были сокращены сроки оказания государственных услуг, в том числе сроки аккредитации, расширения области аккредитации и подтверждения компетентности.
СМ № 03.1-9.0013«Схема аккредитации испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации» (версия 02.1, дата утверждения: 26 апреля 2024 года) |
Схема аккредитации выполняет функцию административного регламента, в котором описывается, как проходит аккредитация, подтверждение компетентности, какие сроки, как рассчитать, как проходит госконтроль.
Внесены изменения в Приложение №1 в пункт 2 «Требования к деятельности испытательных лабораторий» (нормативные документы, по которым оценивается соответствие лаборатории).
СМ № 02.1-3.0001«Методические рекомендации по проведению удаленной оценки в рамках оказания государственных услуг» (версия 03.1, дата утверждения: 15 июля 2024 года) |
Документ имеет информационный характер для аккредитованных лиц, и отражать его в системе менеджмента лаборатории не надо.
СМ № 04.1-4.0004«Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия испытательной лаборатории (центра) критериям аккредитации» (версия 06.2, дата утверждения: 3 февраля 2025 года) |
Документ подробно описывает, как формируется программа выездной оценки, какие международные нормативные документы будут проверяться в рамках госуслуги (полный перечень).
СМ № 04.1-1.0019«Руководство по аккредитации испытательных лабораторий по вопросу соблюдения требований пункта 21 Критериев аккредитации в части соблюдения пункта 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019» (версия 01.1, дата утверждения: 20 сентября 2024 года) |
Разработано в развитие Политики СМ № 031-1.0008 и детализирует ее требования (например, о том, что регистрировать и доказывать отсутствие провайдера необходимо в соответствии с системой менеджмента лаборатории – скриншоты и иные варианты).
Обязательно для применения аккредитованными лицами в соответствии с п.6. статьи 13, 412-ФЗ: Национальный орган по аккредитации принимает руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.
Приказ Минэкономразвития от 17.10.2024 № 649«Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации» (вступил в силу с 30.11.2024). |
Заменяет ранее действовавший приказ Минэкономразвития РФ от 28 января 2021 года № 34.
Отказ в аккредитации и РОА
Исключенные несоответствия
Внесенные несоответствия
Приостановка деятельности при ПК
Исключенные несоответствия
Внесенные несоответствия
СМ № 04.1-9.0014«Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации» (версия 07.2, дата утверждения: 25 декабря 2024 года) |
СМ № 03.1-1.0018«Руководство по проведению оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) критериям аккредитации» (версия 01.3, дата утверждения: 26 декабря 2024 года) |
Руководство для экспертов по аккредитации и аккредитованных лиц, не обязательно к внесению в документацию системы менеджмента. В документе описаны процедуры свидетельской оценки (как проходит, права эксперта и тд.), механика формирования задания на экспериментальную оценку (каким образом выбираются методы, как учитываются риски), механика оценки лаборатории.
1) В пункте 4.2.8 Руководства описан альтернативный метод оценки для лабораторий с положительной историей прохождения ПК в течении цикла аккредитации. Основывается на документах, имеющихся у ФСА. Оценка проводится без взаимодействия с аккредитованным лицом. С заполнением чек-листа из приложения 7.
Из текста Руководства и приложения 7 не понятно, кто и когда будет проводить такую альтернативную оценку.
2) В пункте 10.3 установлено, что цикл аккредитации начинается с даты принятия решения об аккредитации, оформленного приказом Росаккредитации и далее каждые пять лет. Мероприятия, проводимые в рамках процедуры ПК, должны быть завершены до окончания текущего цикла аккредитации во избежание приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра).
3) Пункт 10.4: программа оценки цикла аккредитации должна охватывать каждый метод исследований (испытаний) и измерений через различные техники оценки (например, свидетельской оценки). Если в течение цикла аккредитации проведение такой оценки невозможно, область аккредитации должна быть сокращена.
4) Пункт 7.2.6: При формировании выборки объектов оценки в целях охвата области аккредитации следует учитывать категории риска методов исследований (испытаний) - Приложение №8. Таблица соотнесения методов исследований (испытаний) с категориями риска.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 2011.2024 № 730Изменения в приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704(вступают в силу с 1 сентября 2025 г.) |
Изменения предусматривают дополнение отчета за протоколы сведениями об объекте испытания, документах, устанавливающих правила и методы испытания, полученных в ходе испытания результатах и сотрудниках, проводивших испытания (пока не ясно, будет ли доработан функционал личного кабинета для внесения этой информации, в случае такой доработки информацию будет необходимо вносить вручную).
Подпункт «а» пункта 4 дополнен следующими сведениями:
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ«Об обеспечении единства измерений» |
Изменения вносятся Федеральным законом от 14 февраля 2024 года № 18-ФЗ.
Статья 5, часть 1: измерения в сфере государственного регулирования проводятся только по аттестованным методикам, внесенным в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС АРШИН).
Статья 5, часть 2: Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений и аттестации не подлежат.
Статья 13, часть 1: средства измерений в процессе эксплуатации и после ремонта подлежат периодической проверке (ранее после ремонта проводилась первичная поверка). Важно обращать внимание на то, что пишут поверители во ФГИС АРШИН, и просить переделать документ, если указана первичная поверка после ремонта.
Общие рекомендации по работе с изменениями в нормативно-правовых актах |
1. Необходимо своевременно отслеживать нормативно-правовые акты и документы Росаккредитации.
2. Внимательно изучать изменения и делать вывод о необходимости внесения изменений в системы менеджмента лаборатории.
3. Своевременно, сразу после выхода изменений, вносить их в документы системы менеджмента или описывать новые документы в ключе их неприменимости для деятельности лаборатории.
Улучшить понимание сложных законодательных аспектов НСА, повысить компетентность и подготовиться к проверкам вы можете на курсе повышения квалификации «Подготовка к подтверждению компетентности, устранение несоответствий, госконтроль. От теории к практике»
6 марта 2025 г. 8:00
Практикум по пп. 8.5.1 и 8.5.2
Лаборатория должна идентифицировать риски и возможности, чтобы предотвратить сбои и добиться улучшений. Необходимо интегрировать эти действия в систему менеджмента и оценить их ...
Практикум по 6.4
Лаборатория должна быть оснащена всем необходимым оборудованием. Важно учитывать ISO 17034.
Подтверждение калибровки оборудования. Все приборы идентифицируются, неисправные ...
Практикум по п. 7.10.1 c)
Процедура должна обеспечивать проведение оценки значимости несоответствующей установленным требованиям работы, в том числе анализ ее воздействия на предыдущие результаты.
Практикум по п. 7.2.1
Лаборатория должна обеспечивать актуальность и доступность всех методов и методик, используемых в работе,
и следовать установленным процедурам. Отклонения от методов допускаются только при техническом ...