Успей всё, останови время!
В этой статье мы рассмотрим особенности законодательства в отношении аккредитации деятельности индивидуальных предпринимателей.
Определения
Федеральное законодательство
Критерии аккредитации в национальной системе аккредитации
Критерии аккредитации в АО НТЦ "Промышленная безопасность"
Требования к организационно-правовой структуре аккредитованных лиц
Отличие основания для начала процедуры аккредитации
В ряде документов в части аккредитации индивидуальных предпринимателей в качестве
органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), органов инспекции, органов по валидации и верификации парниковых газов, провайдеров программ проверки квалификации,
а также индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, имеются противоречия. Это вызывает сложности в понимании возможности прохождения соответствующими лицами процедуры аккредитации. Для того, чтобы начать рассмотрение требований к аккредитованным лицам, установим ряд определений.
Федеральный закон № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" дает определение:
Аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
Статьей 48 пунктом 1 Гражданского кодекса РФ определено:
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие "индивидуальный предприниматель":
Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Федеральным законодательством и стандартами определяется необходимость аккредитации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в зависимости от области деятельности.
Федеральный закон № 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации и техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Федеральный закон № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" согласно пункту 1 статьи 1 регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, за рядом исключений;
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю.
Пунктом 2 определено:
Настоящий Федеральный закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Федеральный закон № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определяет следующее:
Глава 5, статья 19, пункт 1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:
1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
3) поверка средств измерений;
4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 5, статья 19, пункт 3. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с положениями Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 "О Федеральной службе по аккредитации" Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 "О единой национальной системе аккредитации" Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций, названных в пункте 2 Указа.
Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 утверждает критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. В соответствии с пунктом 2 Приложения к приказу Критерии аккредитации устанавливают совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации, в отношении:
а) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в качестве:
б) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений:
Приказ содержит указания на обязательное выполнение требований соответствующих стандартов для конкретной категории аккредитованных лиц.
Пункт 3. Органы по сертификации продукции, услуг должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
Пункт 11. Органы по сертификации систем менеджмента должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования".
Пункт 17. Органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала, должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала".
Пункт 21. Лаборатории должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Пункт 28. Органы инспекции должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции".
Пункт 36. Провайдеры межлабораторных сличительных испытаний должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 "Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации".
Пункт 31. Органы по валидации и верификации парниковых газов должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО 14065-2014 "Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания".
Пункт 38. Критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования по:
включают:
Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, органом по аккредитации в которой является АО НТЦ "Промышленная безопасность" использует систему документов по аккредитации.
Система документов по аккредитации (СДА) - совокупность документов по аккредитации участников Единой системы.
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Единая система) - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама деятельность по оценке соответствия на объектах и в организациях, подконтрольных Ростехнадзору.
СДА-01-2009 "Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия" (с изменениями на 27 декабря 2019 года) определено:
Пункт 1.1. … устанавливает общие требования к процессу аккредитации органов по оценке соответствия в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.
Пунктом 1.4. Заявителем для аккредитации в качестве органа по оценке соответствия в Единой системе оценки соответствия является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие требования и критерии аккредитации.
СДА-15-2009 "Требования к испытательным лабораториям" (с изменениями на 27 декабря 2019 года) определяет:
Пункт 1.1. Настоящий документ устанавливает требования к испытательным лабораториям (ИЛ), которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.
Пункт 5.1. ИЛ должна быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которое несет юридическую ответственность за ее деятельность. ИЛ может быть организована физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим свою деятельность в установленном законодательством порядке. Все требования к ИЛ распространяются на ИЛ юридических и физических лиц.
Стандарты, указанные в Приказе № 707, устанавливают требования к организационно-правовой структуре аккредитованных лиц.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции" устанавливает:
5.1.1 Орган инспекции должен быть юридическим лицом или определенной частью юридического лица, чтобы его можно было привлечь к юридической ответственности за всю его инспекционную деятельность.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1." Требования" устанавливает:
5.1.1 Орган по сертификации должен быть юридическим лицом или определенной частью юридического лица, чтобы нести юридическую ответственность за все свои действия в области сертификации. Правительственный орган по сертификации рассматривается как юридическое лицо вследствие его правительственного статуса.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала" устанавливает:
4.1. Орган по сертификации должен быть юридическим лицом или определенной частью юридического лица, такой, которая может нести юридическую ответственность за свою деятельность в области сертификации.
ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 "Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации" устанавливает:
5.1.1 Провайдер проверки квалификации или организация, в которой он состоит, должны быть субъектами хозяйствования, имеющими статус подотчетного юридического лица.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" устанавливает:
4.1.1 Орган по сертификации должен быть юридическим лицом или его определенной частью, чтобы оно несло правовую ответственность за все действия, касающиеся сертификации.
ГОСТ Р ИСО 14065-2014 "Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания" устанавливает:
5.2. Орган по валидации и верификации является юридическим лицом или определенной частью юридического лица, который несет юридическую ответственность за всю свою юридическую деятельность по валидации или верификации.
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" устанавливает:
5.1. Лаборатория должна быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которое несет юридическую ответственность за ее деятельность.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.
Юридическая ответственность разделяется на виды: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и другие. Ответственность могут нести как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (физические лица).
Ранее ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 содержал следующее требование:
4.1.1 Лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность.
Как видим данный пункт не указывал явно на требование к лаборатории являться юридическим лицом или являться подразделением юридического лица, и, таким образом, не ограничивал аккредитацию индивидуальных предпринимателей.
Сегодня аккредитация индивидуальных предпринимателей проводится в случае, если орган по аккредитации руководствуется требованиями соответствующих документов наряду со стандартами, распространяющимися на определенные виды деятельности аккредитованных лиц.
Например, при аккредитации в национальной системе аккредитации орган по аккредитации руководствуется Федеральным законом № 412-ФЗ, Приказом Минэкономразвития России № 707. На основании данных документов аккредитованными могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (физические лица).
В общем случае, например, применяя ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, возможна аккредитация только юридических лиц. Например, ААЦ "Аналитика" осуществляет аккредитацию юридических лиц.
Прохождение аккредитации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц происходит в рамках одной административной процедуры. В ходе подачи заявления на аккредитацию индивидуальный предприниматель указывает свою фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, номер телефона и адрес электронной почты. В остальном требования к заявлению аналогичны, как и при заполнении заявления юридическим лицом.
При документарной экспертизе в качестве документов, подтверждающих соответствие аккредитованного лица предъявляемым требованиям, юридические лица предоставляют:
1. Устав и все изменения к нему, которые были утверждены (проконсультируйтесь о наличии изменений к документам, которые принадлежат аккредитованному лицу и не разрабатывались в лаборатории).
2. Выписку из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) (важно получить актуальную выписку).
3. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (в нем указан ОГРН).
4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (в нем указан ИНН).
Индивидуальные предприниматели предоставляют:
1. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (на 4-х страницах).
3. Уведомление о постановке на учет в налоговой службе.
В статьях Блога платформы LINCO (раздел "Аккредитация") представлены рекомендации по подготовке к прохождению процедуры аккредитации. В них указаны особенности подготовки документов для прохождения экспертизы, а также их категории и номенклатура.
10.02.2021 14:48:40 | Автор статьи: Линко
Общество с ограниченной ответственностью "Винсер", ИНН 7733533010, ERID: 2VtzqwqXtzm
Общество с ограниченной ответственностью "Браво Софт", ИНН 5262147360, ERID: 2VtzqumwL75
Общество с ограниченной ответственностью "Линко", ИНН 7203563403, ERID: 2VtzqvthfbT