Опишем процесс внедрения системы управления рисками в лаборатории в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025–2019. План действий будет включать формулирование политики риск-менеджмента, распределение ответственности, предоставление ресурсов владельцам рисков, установление правил и форм документов риск-менеджмента, формирование плана оценки рисков.
Риск-менеджмент — это процесс идентификации, анализа и управления рисками, которые могут повлиять на работу лаборатории. Внедрение этой системы позволяет предотвратить возможные проблемы и обеспечить бесперебойную работу.
Опираясь на ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 можно разработать примерный план действий по внедрению системы управления рисками в лаборатории и ведению соответствующей документации.
Приведем ключевые шаги, которые помогут вам начать.
I |
Формулируем политику риск-менеджмента в лаборатории |
Прежде чем начать процесс риск-менеджмента в лаборатории, необходимо сформулировать политику управления рисками. Это философия организации, которая отражает её отношение к рискам и возможностям.
В политике риск-менеджмента следует указать:
Что считается рисками, а что — возможностями. Какие типы рисков обязательно минимизируются или устраняются. Какие риски принимаются. Каков уровень принятия рисков.
Эти пункты необходимо определить до начала процесса риск-менеджмента. Они помогут лаборатории достичь намеченных целей и зафиксировать результаты в документе.
Помните, что политика риск-менеджмента — это основа эффективного управления рисками в лаборатории. Она поможет вам определить, какие риски принимать, а какие — нет, и разработать стратегию их минимизации или устранения.
II |
Распределяем ответственность по управлению рисками |
После формулирования политики управления рисками за каждый риск назначается ответственный — владелец риска. Это позволяет избежать ситуаций, когда процесс не выполняется из-за отсутствия ответственного, или, когда ответственность «размазывается» между несколькими людьми.
Такой подход помогает более эффективно управлять рисками, так как владелец риска лучше всех понимает его специфику и может разработать наиболее подходящие меры по его снижению.
Если вы ещё не назначили владельцев рисков, сделайте это как можно скорее, чтобы обеспечить успешную реализацию политики управления рисками.
III |
Предоставляем ресурсы для владельцев рисков |
Владельцам рисков необходимы ресурсы для успешного устранения или минимизации рисков. Без них человек не сможет эффективно выполнять свою работу.
Представьте, что вам нужно пройти через множество трудностей, чтобы устранить риск. Если у вас не будет необходимых инструментов и поддержки, вы не сможете справиться с задачей.
Поэтому, когда мы назначаем ответственного за управление рисками, важно предоставить ему все необходимые ресурсы. Это поможет ему успешно выполнять свою работу и эффективно устранять или минимизировать риски.
IV |
Устанавливаем правила менеджмента рисков |
Определяем, как ответственные лица, зная поставленную цель и имея необходимые ресурсы, будут достигать её. Также устанавливаем методы анализа рисков и критерии их оценки.
V |
Устанавливаем формы документов риск-менеджмента |
В лаборатории важно установить формы документов риск-менеджмента, чтобы правильно управлять рисками и сохранять необходимую информацию. Одним из таких документов является реестр рисков, в котором фиксируются все выявленные риски. Также нужен паспорт риска, где содержится более подробная информация о каждом риске.
Без установленных форм документов можно запутаться в работе и не сохранить важную информацию. Поэтому необходимо определить, какие записи требуют сохранения, и создать соответствующие формы.
Если вы только начинаете заниматься риск-менеджментом в лаборатории, рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут вам разработать эффективные формы документов и правила их создания и движения внутри лаборатории.
Не забывайте, что правильное управление рисками помогает предотвратить негативные последствия и обеспечить безопасность работы в лаборатории.
VI |
Формируем план оценки рисков |
В соответствии с разделом 8.5.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, лаборатория должна планировать работу по управлению рисками. Чтобы этот процесс был максимально эффективным, необходимо разработать план оценки рисков на текущий период.
Зачем нам план?
VII |
Требования к отчетности по риск-менеджменту |
В разделе 8.5.2 ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 указано, что стандарт не устанавливает требования к конкретным методикам и формам записей о рисках. Лаборатория сама выбирает наиболее подходящие для себя способы.
Это также должно быть зафиксировано в правилах риск-менеджмента или формах записей. Различные методы обработки результатов риск-менеджмента требуют разных форм записей.
Таким образом, организации, работающие по ГОСТ ISO/IEC 17025–2019, должны разработать свои собственные методики и формы записей о рисках, которые наилучшим образом соответствуют их потребностям и требованиям риск-менеджмента.
Далее рассмотрим этап внедрения риск-менеджмента в лаборатории и требования к отчетности по данному процессу – статья «План воздействия на риски».
Узнать подробнее о способах идентификации и управления рисками и возможностями в лаборатории можно на курсе повышения квалификации «Риски и возможности».
7 февраля 2025 г. 16:01
Помогут лучше освоить материал
и интересно провести время.
Успейте записаться первыми
на новый семинар-практикум от Линко
Успейте записаться первыми на новый семинар-практикум от Линко
Записаться2 ак. часа
4 - 6 ак. часа
1 ак. час
7 дней доступа