Разработка документов для лабораторий. Система менеджмента качества испытательнной аккредитованной лаборатории. Процедуры, инструкции, стандарты
Вернуться к перечню документов
Перейти к требованиям ГОСТ 17025 ❯
Этот документ создан сообществом лабораторий и открыт для изменений. Вы можете помочь улучшить его, отправив свою версию. Для этого используйте форму загрузки внизу страницы. Этот материал поможет вам создать документы для вашей лаборатории.
1. Назначение и область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Сокращения и обозначения
5. Процедура
5.1. Организация обучения
5.1.1. Внешнее обучение
5.1.2. Внутреннее обучение
5.1.2.1. Описание внутреннего обучения
5.1.2.2. Первичное обучение. Наставничество
5.1.2.3. Периодическое обучение
5.1.2.4. Специальное обучение
5.1.2.5. Экстренное обучение
5.1.2.6. Обучение в области промышленной безопасности и охраны труда
5.2. Оценка эффективности обучения и усвоения навыков
5.2.1. Оценка эффективности внешнего обучения
5.2.2. Оценка эффективности внутреннего первичного обучения и наставничества
5.2.3. Оценка эффективности внутреннего периодического, экстренного и специального обучения
5.2.4. Оценка эффективности обучения по ОТ и ПБ
5.2.5. Аттестация персонала лаборатории
6. Ответственность
Настоящая процедура устанавливает единый порядок проведения обучения персонала в испытательной лаборатории, порядок введения в должность вновь принятых сотрудников, основные правила организации и проведения работы по наставничеству, права и обязанности наставника и закрепленного за ним стажёра.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения навыками, умениями под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей, гарантирующий компетентность сотрудников, соответствующую имеющимся и предстоящим задачам лаборатории.
Провайдер - поставщик услуг по обучению персонала.
Внешнее обучение - обучение, осуществляемое организацией провайдера, занимающегося обучением персонала, с целью получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или переподготовка сотрудника) или прохождения краткосрочных курсов (лекции, семинары).
Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определенный разрядами, классами, званиями и другими квалификационными категориями.
Повышение квалификации - обучение сотрудников с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у них профессиональных знаний, необходимых для выполнения производственных функций.
Профессиональная переподготовка специалистов - получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимым для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения новой квалификации.
Внутреннее обучение (техническая учёба) - обучение, проводимое сотрудниками лаборатории, с целью повышения уровня знаний и подготовки к имеющимся и предстоящим задачам.
Наставничество - процесс индивидуальной профессиональной подготовки сотрудника под руководством наставника, направленный на передачу опыта и знаний, овладение навыками работы и формирование корпоративной культуры.
Наставник - высококвалифицированный, специально подготовленный сотрудник, осуществляющий индивидуальную подготовку стажёра.
Стажёр в лаборатории - сотрудник, имеющий стаж работы в области аккредитации до одного года.
Стажёр по охране труда и технике безопасности - сотрудник, проходящий первичное обучение по охране труда и технике безопасности.
Первичное обучение (стажировка на рабочем месте) - обучение вновь принятых сотрудников, специалистов, имеющих длительный перерыв в работе (1 год и более) или сменивших должность, профессиональным навыкам, безопасным приёмам и методам труда непосредственно на рабочем месте.
Промышленная безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Оценка эффективности обучения - комплекс мероприятий, позволяющий по итогам обучения определить уровень прогресса знаний участников и качества организации учебного процесса.
Аттестация - система мероприятий по определению уровня профессиональной компетентности на основе соответствующего образования, подготовки, навыков, опыта и меры соответствия аттестуемого требованиям профессионального стандарта должности.
ПБ – промышленная безопасность
ОТ – охрана труда
По способу проведения, специфике решаемых задач выделяют следующие виды обучения:
Реклама
Отправитель: Общество с ограниченной ответственностью "Линко"
Под видео разместили транскрипт, где рассказали, как это сделать корректно и так, чтобы у экспертов по аккредитации не возникло никаких вопросов.
Лаборатории часто забывают, что привлекаемый персонал влияет на их деятельность и не соблюдают эти требования. Кто к нему относится, как соблюсти требования.
Выделили главные мысли и выводы, цепочку рассуждений о применении национальных стандартов лабораториями. Новые публикации Росстандарта. Опубликованное разъяснение подтверждает, что методики измерений из ГОСТов, используемые в сфере госрегулирования, не...
Ссылки на полезные материалы по теме, включая форму журнала лаборанта и этикетки, а также область применения методик и даты вступления в действие.
Добавили ссылки на полезные материалы и запись вебинара, а также основные изменения в методике и перечень необходимого оборудования.
Регулярно выходят новые решения о признании эквивалентности стандартов. Проверить свою ОА теперь можно автоматически
1. Загружаете на сервис ОА из Конфигуратора.
2. На странице с Вашей областью аккредитации выберите вкладку "Эквивалентность" в правом меню.
3. Сервис выдаст результат: есть в Вашей области стандарты, признанные эквивалентными или нет.
4. Полученную область с найденными программами можно скачать в формате для Excel.
К сервисуУдостоверение о повышении квалификации является государственным документом, имеет юридическую силу и подтверждает факт успешного обучения по выбранной программе.
Лицензия № Л035-01215-72/00958262 подтверждает право вести образовательную деятельность.
Отправить заявку очень просто: сделайте это в один клик с платформы или напишите на почту: info@linco.spb.ru
Свежий взгляд на процедуру начинается с разработки, раскрывает нюансы согласования и подводные камни утверждения документов. Раздел, посвященный полномочиям и компетенциям, необходимым для разработки документов, заставит задуматься и позволит улучшить процессы в Вашей лаборатории. Разберем важность выбора лиц, ответственных за утверждение внутренних документов, для наделения вводимых в действие документа юридической силой.
Добавили ссылки на полезные материалы и запись вебинара, а также область применения рекомендаций и перечень необходимого оборудования. Общий порядок контроля содержания загрязняющих веществ в промвыбросах.
Мы подкрепили тему ссылками на методики, добавили полезные материалы и запись вебинара, новые требования и перечень документов, утративших силу.
Небольшая лекция позволит вспомнить материал или получить новые знания. Работайте в группе с преподавателем в формате практики, чтобы закрепить теоретический материал и лучше понять его применение в реальных ситуациях.
Рекомендации по ведению реестра условий эксплуатации оборудования и проверке условий окружающей среды. Как оптимизировать учет требований к условиям эксплуатации.
Мы подкрепили тему ссылками на стандарты, добавили полезные материалы и запись вебинара, а также указали основные требования техрегламента и его актуальный статус.
Ссылки на полезные материалы по теме и запись бесплатного вебинара, а также предстоящие уточнения в техрегламенте и закрепленные в нем требования.
Наш Телеграм чат для Лабораторий. Тысячи специалистов общаются вместе, задают вопросы и получают ответы. Множество рубрик, материалов, документов и ценных ссылок. Богатый источник данных. Этот инструмент подойдет Вам.
ПрисоединитьсяРуководитель лаборатории формирует План внешнего обучения персонала на год: определяет потребность в обучении, принимает участие в установлении критериев оценки эффективности обучения.
В соответствии с периодичностью и характером выделяют следующие виды внутреннего обучения:
За каждым вновь принятым сотрудником (рабочие профессии) руководитель лаборатории закрепляет наставника из числа специалистов лаборатории, отвечающих квалификационным требованиям, и определяет сроки стажировки по охране труда и технике безопасности.
Сотрудники, имеющие стаж работы в области аккредитации менее одного года, являются стажёрами в лаборатории. За ними закрепляются наставники на срок до достижения необходимого стажа работы в области аккредитации (до одного года). Один наставник одновременно может назначаться не более двум принятым сотрудникам.
При выборе наставника учитываются следующие квалификационные требования:
Факт закрепления наставника за стажёром, дата начала стажировки и дата достижения годового стажа работы регистрируются в соответствующем разделе Журнала обучения и наставничества.
В ходе собеседования со стажёром наставник оценивает его потребность в подготовке и совместно с менеджером по качеству на основании Программы наставничества стажёров в лаборатории составляет План наставничества стажёра в лаборатории индивидуально для каждого стажёра.
Обучение вновь принятых сотрудников проводят по Программе введения в должность и Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте согласно Графику введения в должность, который разрабатывается индивидуально для каждого сотрудника.
Специалисты, назначенные ответственными за проведение первичного обучения, совместно с наставником обучают, наблюдают, проверяют на практике умение стажёра выполнять требуемые испытания в течении:
По ходу обучения стажёром заполняется Лист поручений, выдаваемый менеджером по качеству.
По окончании первичного обучения ведущий специалист группы выдаёт сотруднику контрольную пробу для проведения испытаний. Результаты анализа контрольной пробы заносятся в Лист поручений и передаются руководителю лаборатории для принятия решения о допуске сотрудника к работе.
Сотрудник со стажем работы в области аккредитации от одного года допускается к самостоятельной работе.
Сотрудник со стажем работы в области аккредитации менее одного года допускается к работе под руководством наставника в качестве стажёра в лаборатории.
В обязанности стажёра в лаборатории входит:
Стажёры в лаборатории (опыт работы в области аккредитации до одного года):
Стажёры, имеющие опыт работы в области аккредитации 1 год, после проверки теоретических и практических знаний допускаются к самостоятельной работе. Результаты проверки оформляются в Протоколе проверки знаний и допуска к самостоятельной работе.
Менеджер по качеству совместно с ведущими специалистами на основании Программы технической учёбы составляет График непрерывного периодического обучения, устанавливает день, время и место проведения занятий, определяет форму и необходимое количество занятий.
После каждого проведённого занятия специалист, ответственный за обучение, вносит запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.
Специальное обучение может быть проведено при:
Специалист ответственный за обучение определяет необходимую форму (теоретические, практические), метод (индивидуальные, групповые) и количество занятий.
После каждого проведённого занятия специалист ответственный за обучение делает запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.
Экстренное обучение проводят в случае обнаружения грубых ошибок (несоответствий в действиях персонала).
Ответственный за обучение специалист определяет необходимую форму (теоретические, практические), метод (индивидуальные, групповые) и количество занятий.
После каждого проведённого занятия специалист ответственный за обучение делает запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.
Подготовка сотрудников в области ПБ и ОТ может осуществляться посредством прослушивания курсов, организуемых провайдером образовательных услуг или посредством проведения инструктажей на рабочем месте.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж на рабочем месте проводит руководитель лаборатории или специалист, назначенный распоряжением ответственным за проведение инструктажа, индивидуально с каждым сотрудником или с группой сотрудников.
Повторный инструктаж по ОТ проводят по Программам проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте и Перечню инструкций по охране труда ежеквартально со всеми сотрудниками.
Внеплановый инструктаж по ОТ проводится:
Целевой инструктаж проводится при:
После каждого проведенного инструктажа делается запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
! - В случае отсутствия сотрудника на занятии по периодическому, специальному, экстренному обучению или обучению по ОТ, ответственный за обучение принимает решение об организации повторного занятия или о самостоятельном изучении темы сотрудником, пропустившим занятие.
После прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки может быть проведена проверка знаний.
Для проверки знаний организуется экзаменационная комиссия, в состав которой входит руководитель лаборатории, менеджер по качеству, ведущий специалист лаборатории.
Проверка знаний осуществляется по билетам, содержащим вопросы профессионального характера и охране труда. По итогам проверки знаний менеджер по качеству оформляет Протокол проверки знаний.
Рабочее совещание после прохождения обучения проводится с целью довести полученные знания до сведения персонала. Если рабочее совещание носит характер специального внутреннего обучения, то в Журнале обучения и наставничества вносится соответствующая запись.
Степень подготовленности к выполнению производственных функций, уровень знаний безопасных приёмов и методов труда оцениваются путём проверки знаний стажёра руководителем лаборатории.
На основании Листа поручений и собеседования со стажёром руководитель лаборатории принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельной работе.
В случае неудовлетворительного результата определения контрольной пробы или по решению руководителя лаборатории, назначается дополнительный срок первичного обучения с повторным анализом контрольной пробы.
Показателями эффективности работы наставника является выполнение целей и задач стажёром в период осуществления наставничества.
Текущий контроль навыков и знаний по темам внутреннего обучения проводится 1 раз в год путём проверки знаний по темам проведённых занятий.
В случае неудовлетворительного результата проверки знаний или отсутствия сотрудника назначается дополнительный срок подготовки и проводится переэкзаменовка.
Инструктажи по охране труда на рабочем месте завершаются проверкой знаний, проводимой путём устного опроса.
Очередная проверка знаний требований охраны труда проводится не реже 1 раза в 3 года. Проверка знаний осуществляется по утвержденным экзаменационным билетам.
Внеочередная проверка знаний требований охраны труда независимо от срока проведения предыдущей проверки может быть проведена:
Сотрудники, не прошедшие проверку знаний по охране труда, обязаны пройти повторную проверку знаний в срок не позднее 1 месяца.
С целью определения уровня профессиональной компетентности на основе соответствующего образования, подготовки, навыков, опыта и установления соответствия требованиям должностной инструкции проводится аттестация персонала лаборатории.
Аттестация сотрудников лаборатории проводится по решению руководителя лаборатории в соответствии с установленными правилами и сроками.
В плановом порядке аттестации подлежит весь персонал лаборатории, кроме:
Руководитель лаборатории несёт ответственность за:
Менеджер по качеству несёт ответственность за:
Наставник несёт ответственность за:
Вернуться к перечню документов
Перейти к требованиям ГОСТ 17025 ❯
Популярный сервис, который помогает тысячам лабораторий. Рассказываем о преимуществах проекта, создаваемого трудом лабораторного сообщества.
Практикум по п. 7.10.1 c)
Процедура должна обеспечивать проведение оценки значимости несоответствующей установленным требованиям работы, в том числе анализ ее воздействия на предыдущие результаты.
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Формы записей
Практикум по 8.1 - 8.4
Деловая игра с преподавателем
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Схема области применения системы менеджмента
Управление документацией и записями в лаборатории. Процедура
Организация архивного дела в лаборатории. Процедура
Правила резервного копирования
Практикум по 8.8
Деловая игра. Разработка Программы внутренних аудитов.
Деловая игра с преподавателем
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Программа внутреннего аудита в лаборатории
Планы внутренних аудитов в лаборатории на год
Отчет о внутреннем аудите
Практикум по п. 8.9.3 с)
Входные данные анализа со стороны руководства должны быть зарегистрированы и включать информацию относительно пригодности политик и процедур.
Подробные схемы процессов
Полные примеры документов:
Подробная и полезная оценка результативности. Пример
Анализ СМ со стороны руководства в лаборатории. Пример
Документ будет полностью обезличен: мы удалим все персонализирующие данные и адаптируем его для интеграции в текущие или новые проекты Открытой разработки документов (ОРД). Мы внесем изменения в текст при такой необходимости.
Огромное спасибо за Ваш неоценимый вклад в создание документации для лабораторий! Ваши усилия помогут нам сделать этот процесс более эффективным и точным. Благодаря Вашему участию, лаборатории работают как часы!
Поделиться ещёФормы документов для лабораторий. Лабораторные журналы, протоколы, акты, листы. Шаблоны. Система менеджмента качества аккредитованной лаборатории
Пройдите простую регистрацию, чтобы скачать формы записи и другие материалы.
Лекция, практикум, интерактивный модуль и качественные примеры документов
Подробнее