Разработка документов для лабораторий. Система менеджмента качества испытательнной аккредитованной лаборатории. Процедуры, инструкции, стандарты
Вернуться к перечню документов
Перейти к требованиям ГОСТ 17025 ❯
Этот документ создан сообществом лабораторий и открыт для изменений. Вы можете помочь улучшить его, отправив свою версию. Для этого используйте форму загрузки внизу страницы. Этот материал поможет вам создать документы для вашей лаборатории.
1. Назначение и область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Сокращения и обозначения
5. Процедура
5.1. Общие положения
5.2. Планирование приема на работу
5.3. Подготовка персонала к работе
5.4. Проведение обучения персонала
5.5. Проверка компетентности персонала
5.6. Анализ результатов оценки компетентности персонала
5.7. Мотивация сотрудников к достижению поставленных целей
6. Ответственность
Пример оформления – Вариант 1
Процедура описывает процесс обеспечения испытательной лаборатории (испытательного лабораторного центра) компетентным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности заказчиков.
Процедура устанавливает требования к мониторингу компетентности сотрудников лаборатории (центра), работающих в области деятельности лаборатории (центра).
Требования настоящей документированной процедуры распространяются на всех сотрудников лаборатории (центра).
Пример оформления – Вариант 2
Процедура описывает:
Процедура устанавливает требования к мониторингу компетентности сотрудников ИЛ, работающих в области деятельности ИЛ.
Анализ – определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей.
Компетентность – уровень качества выполнения той или иной задачи.
Компетенция – это способность решать определенные профессиональные задачи.
Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.
Процесс – совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
ВЛКК – внутрилабораторный контроль качества
ГСО – государственный стандартный образец
ИЛ – испытательная лаборатория
ИЛЦ – испытательный лабораторный центр
КД – корректирующее действие
МВИ – методика выполнения измерений
МСИ – межлабораторные сравнительные испытания
НД – нормативная документация
СМ – система менеджмента
УОАП – учет обучения и аттестации персонала
Содержание
5.1. Общие положения
5.2. Планирование приема на работу
5.3. Подготовка персонала к работе
5.4. Проведение обучения персонала
5.5. Проверка компетентности персонала
5.6. Анализ результатов оценки компетентности персонала
5.7. Мотивация сотрудников к достижению поставленных целей
Персонал ИЛ (ИЛЦ) является одним из ключевых видов ресурсов. От персонала зависит эффективность, работоспособность и благополучие ИЛ (ИЛЦ) в целом.
Процесс управления персоналом включает в себя множество задач по кадровому учету, обучению, развитию, мотивации, планированию, анализу и оценке персонала.
Каждый сотрудник, которому поручена та или иная работа, должен быть компетентным, иметь необходимое образование, подготовку, навыки и опыт для выполнения работы.
Сотрудники ИЛ (ИЛЦ) обучены и внедрены в конкретный метод проведения исследования согласно "Акту внедрения методики измерения/испытания" А-NN-ГГ.
Руководители подразделений лаборатории обучены и обладают компетенцией для выдачи заключений по результатам выполненных работ в подразделении лаборатории.
Все записи и формы управляются в соответствии с процедурой "Управление документацией и записями СМ в испытательной лаборатории".
Отправитель: Общество с ограниченной ответственностью "Линко"
Планирование, проведение ВЛК, оценка приемлемости результатов анализа, примеры расчета погрешности методики, документирование, сопоставление результатов испытаний двух лабораторий, проведение анализа МСИ.
Руководители лабораторий, менеджеры по качеству и испытатели.
ЗаписатьсяОтветы на теоретические и практические вопросы оценки неопределенности, включая отличия неопределенности от погрешности, виды, методы оценивания, источники, примеры расчета неопределенности.
Избавить слушателей от невольного страха перед «Великим и ужасным Гудвином» – неопределенностью измерений.
ЗаписатьсяТребования ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и Критериев аккредитации, предъявляемые к ведению записей в испытательной лаборатории, варианты обеспечения лабораторией соответствия данным требованиям.
Формировать и вести лабораторные записи в соответствии с требованиями, применять правила управления, в том числе внесения изменений, резервного и архивного хранения записей.
ЗаписатьсяВопросы внедрения методик в деятельность испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
Валидация и чем она отличается от верификации, что делать, если нужно валидировать методику, с чего начать, конкретные примеры, ответы на вопросы.
ЗаписатьсяКак подготовить лабораторию к прохождению процедуры аккредитации или подтверждения компетентности (ПК) в национальной системе аккредитации, какие документы разработать, сформировать, кому, когда предоставить?
Полный комплект знаний для успешной подготовки к аккредитации и ПК в НСА оценят менеджеры по качеству, специалисты и руководители ИЛ.
ЗаписатьсяСпособах идентификации и управления рисками и возможностями в лаборатории, построении соответствующих процедур с определением критериев оценки рисков и возможностей, оценкой, выбором вариантов обработки, мониторингом и пересмотром.
Оценку результативности мероприятий по воздействию на риски и возможности, разбор типичных ошибок и деловую игру.
ЗаписатьсяАудит как основной элемент СМК, требования ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, обеспечение лабораториями соответствия данным требованиям.
Деловая игра «Разработка форм записей для проведения внутренних аудитов в испытательной лаборатории».
ЗаписатьсяРешение актуальных задач испытательных лабораторий, включая понимание сложных законодательных аспектов, повышение компетентности и подготовку к проверкам.
Знания о ключевых документах национальной системы аккредитации, практические советы и раздаточные материалы, которые помогут не только при подаче заявления на аккредитацию, подтверждение компетентности, но и при прохождении проверок.
ЗаписатьсяОсвещены нюансы и особенности работы с Конфигуратором областей аккредитации, описано создание области аккредитации с нуля, все механизмы, ошибки, практические наработки для работы с Конфигуратором.
Менеджерам по качеству, руководителям и специалистам испытательных лабораторий, в чьи обязанности входит работа с областью аккредитации.
ЗаписатьсяРеальные практики оптимизации и поможем договориться руководителям разных уровней при необходимости повышения эффективности лаборатории и сокращения расходов.
Рассчитывать объем трудозатрат и численность персонала, использовать Калькулятор штатных единиц и составлять штатное расписание, обосновывать численность персонала и инициировать расширение, формировать Матрицу загрузки персонала и оптимизировать трудозатраты.
ЗаписатьсяУдостоверение о повышении квалификации является государственным документом, имеет юридическую силу и подтверждает факт успешного обучения по выбранной программе.
Лицензия № Л035-01215-72/00958262 подтверждает право вести образовательную деятельность.
Отправить заявку очень просто: сделайте это в один клик с платформы или напишите на почту: info@linco.spb.ru
Потребность в кадрах определяет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании задач, стоящих перед лабораторией (центром), и предложений руководителей подразделений лаборатории.
Требования к квалификации и компетенции персонала перечислены в должностных инструкциях для принимаемых сотрудников.
Критериями приема сотрудника на работу являются:
Руководители подразделений лаборатории подают "Заявку на комплектование персоналом" З-NN-ГГ (далее – заявка) на вакантную должность руководителю ИЛ (ИЛЦ).
Руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании заявок от руководителей подразделений формирует и утверждает единую заявку и передает ее в Отдел кадров.
Отдел кадров приглашает соискателя с соответствующей заявке квалификацией в ИЛ (ИЛЦ). Если соискатель удовлетворяет представленным требованиям, то после собеседования с руководителем подразделения лаборатории и руководителем ИЛ (ИЛЦ) он принимается на работу.
Потребность в кадрах определяет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании утвержденной таблицы трудозатрат по категориям квалификации работников.
Руководитель подразделения лаборатории определяет место работы для вновь принятого сотрудника, проводит первичный инструктаж и организует стажировку на рабочем месте.
Вновь принятые сотрудники проходят обучение на рабочем месте безопасным методам и приемам выполнения работ в течение десяти рабочих смен, после чего аттестационная комиссия оформляет протокол с допуском вновь принятого сотрудника к работе.
Для участия в лабораторной деятельности ИЛ (ИЛЦ) вновь принятые сотрудники знакомятся с системой менеджмента ИЛ (ИЛЦ) (руководством по качеству, политикой в области качества ИЛ (ИЛЦ), процедурами, инструкциями) и МВИ.
Для допуска вновь принятого сотрудника к работе в области деятельности ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории определяет наставника – наиболее опытного и высококвалифицированного сотрудника лаборатории.
Наставник, ответственный за работу вновь принятого сотрудника, назначается распоряжением руководителя ИЛ (ИЛЦ) сроком до 3 лет работы по специальности.
Наставник составляет "План основных тем подготовки стажера" П-NN-ГГ, который состоит из двух разделов:
Стажер ведет "Дневник подготовки стажера" Ж-NN-ГГ, где записывает выполненную работу согласно Плану основных тем подготовки стажера после каждого выполнения им контрольной пробы или исследования (испытания), измерения.
Наставник проверяет ведение Дневника подготовки стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера с еженедельной отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.
Руководитель подразделения лаборатории контролирует ведение Дневника подготовки стажера раз в квартал с отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.
Стажер изучает МВИ (теоретическая часть) и выполняет исследование под контролем наставника с соблюдением требований МВИ (практическая часть). Наставник и руководитель подразделения лаборатории проверяют результаты исследований с оценкой "удов"/"не удов" в Дневнике подготовки стажера после проверки ВЛКК.
При удовлетворительных результатах контрольных задач МВИ руководитель подразделения лаборатории оформляет Акт внедрения методики измерения/испытания, который утверждает руководитель ИЛ (ИЛЦ), допуская стажера к выполнению данной МВИ самостоятельно под контролем наставника.
Акты внедрения методики измерения/испытания передаются на хранение менеджеру по качеству. Менеджер по качеству хранит акты в месте, установленном Номенклатурой дел. Копии актов хранит руководитель подразделения лаборатории в месте, установленном Номенклатурой дел.
Выполнение стажером пробной работы в области деятельности подтверждает комиссия в составе руководителя подразделения лаборатории и ведущего инженера подразделения лаборатории. Руководитель подразделения лаборатории оформляет "Акт пробной работы" А-NN-ГГ, который утверждает руководитель ИЦ (ИЛЦ).
Первичные записи стажера при выполнении МВИ проверяет и подписывает наставник или руководитель подразделения лаборатории.
Дневник подготовки стажера хранится в течение всего периода стажировки и по истечении срока стажировки утилизируется стажером.
Записи, сделанные в журналах первичных технических записей принятым сотрудником, проверяются и подписываются наставником или руководителем подразделения лаборатории.
Срок подготовки стажера определяет руководитель подразделения лаборатории, исходя из Плана основных тем подготовки, удовлетворительных результатов владения материалом и навыков работы, отслеживаемых по Дневнику подготовки стажера.
В конце стажировки руководитель подразделения лаборатории выпускает распоряжение о допуске работника (стажера) к самостоятельной работе, которое подписывает руководитель ИЛ (ИЛЦ).
Руководство нацеливает своих работников на постоянное повышение своего образовательного и профессионального уровня, всемерно способствуя получению работниками различных видов и форм образования, ориентирует их на глубокие знания внешней и внутренней документации.
Для эффективной организации развития персонала лаборатории необходимо своевременно решать следующие задачи:
Обучение и проверку знаний требований СМ ИЛ (ИЛЦ) и МВИ в области деятельности сотрудников лаборатории организуют руководители подразделений лаборатории в процессе лабораторной деятельности.
Планирование обучения персонала необходимо осуществлять на основе принципа непрерывности повышения квалификации каждого сотрудника в течение всей его производственной деятельности в лаборатории.
Обучение руководителей и специалистов предполагает следующие основные виды обучения:
На Предприятии предусмотрен непрерывный процесс обучения сотрудников и повышения их квалификации в соответствии с годовым планом подготовки кадров.
Руководитель ИЛ (ИЛЦ) распоряжением назначает ответственного за учет обучения и аттестации персонала (далее – УОАП).
Руководители подразделений лаборатории формируют "План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год" П-NN-ГГ на основании результатов лабораторной деятельности с указанием:
Руководители подразделений лаборатории утверждают План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год у руководителя ИЛ (ИЛЦ) и передают ответственному за УОАП.
Ответственный за УОАП составляет "Заявку в годовой план подготовки кадров" З-NN-ГГ и утверждает у руководителя ИЛ (ИЛЦ).
Сформированную Заявку в годовой план подготовки кадров ответственный за УОАП передает в подразделение Предприятия, отвечающее за организацию обучения.
Обучение персонала ИЛ (ИЛЦ) организует сотрудник подразделения Предприятия, отвечающего за организацию обучения, согласно Заявке в годовой план подготовки кадров как внутри, так и вне Предприятия.
При внешнем обучении в специализированных организациях сотрудники ИЛ (ИЛЦ) получают подтверждение повышения квалификации, аттестации — свидетельства, дипломы и т. п.
При внутреннем обучении в ИЛ (ИЛЦ) или на Предприятии сотрудник проходит:
Руководители подразделений лаборатории организуют профессиональную подготовку (повышение квалификации) вновь принятого и штатного персонала ИЛ (ИЛЦ) не реже 1 раза в 3 года, если срок не определен в НД на персонал.
Проверку компетентности персонала проводят руководители подразделений лаборатории согласно должностным инструкциям или в рамках мероприятий ВЛКК деятельности, которую выполняет сотрудник.
Руководители подразделений лаборатории:
Проверка компетентности сотрудников ИЛ (ИЛЦ) необходима для определения профессиональной подготовки и гарантии качества результатов исследований в области деятельности ИЛ (ИЛЦ).
Менеджер по качеству/руководитель ИЛ (ИЛЦ) контролирует выполнение проверки компетентности персонала руководителями подразделений лаборатории.
Руководители подразделений лаборатории осуществляют контроль компетентности исполнителей путем проверки:
Для подтверждения технической компетентности лаборатории руководители подразделений лаборатории планируют участие сотрудников в МСИ (План проведения МСИ на 202__ год), выбирая МВИ для контроля качества работы сотрудников и результатов испытаний. Мероприятия по проверке квалификации (МСИ) и сравнительным испытаниям должны планироваться и организовываться в соответствии с процедурой "Участие лаборатории в проверках квалификации".
Лаборатория обязана участвовать в МСИ (где такая деятельность доступна и применима) не реже 1 раза в год и в течение 5 лет принять участие в МСИ по всем методам области деятельности. При повторном МСИ рекомендуется менять провайдера МСИ, исполнителей и оборудование.
При получении неудовлетворительного результата МСИ и ВЛКК руководитель подразделения лаборатории должен действовать согласно процедуре "Корректирующие действия". Результативность корректирующих действий по МСИ должна быть подтверждена повторным участием лаборатории в МСИ в наиболее короткие сроки.
Для мониторинга лабораторной деятельности стажеров руководители подразделений лаборатории контролируют:
За проверку компетентности в рамках ВЛКК у сотрудников, выполняющих испытания, отвечают ответственные за контроль качества результатов в лаборатории согласно утвержденному "Плану ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории". Руководитель подразделения лаборатории контролирует выполнение Плана ВЛКК в своем подразделении.
Ответственный за контроль качества результатов отмечает выполнение контрольных проб при выполнении Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории в "Карточке сотрудника" Л-NN-ГГ в электронном виде.
Первая часть Карточки сотрудника ("Общие сведения") содержит:
Вторая часть Карточки сотрудника ("Освоение методик") содержит:
Руководители подразделений лаборатории контролируют ведение карточек сотрудников лаборатории ответственным за контроль качества результатов в лаборатории.
Все мероприятия, связанные с подготовкой персонала, должны приводить к повышению квалификации и расширению компетенций сотрудников. Оценка компетентности персонала подтверждает способность сотрудников качественно выполнять работу, на которую их назначают.
Анализ результатов проверки компетентности сотрудников выполняет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании "Отчета и оценки работы персонала лаборатории за месяц/год" О-NN-ГГ. Результаты проверки компетентности исполнителей предоставляют руководители подразделений лаборатории раз в год для анализа со стороны руководства.
Руководители подразделений лаборатории из Карточки сотрудника определяют:
Менеджер по качеству анализирует результаты оценки компетентности персонала по итогам участия в МСИ и определяет:
Мотивация персонала в поддержании СМ обеспечивает регулярное выполнение сотрудниками требуемых действий для повышения качества работы. Мотивация обеспечивает добровольное, а не административное вовлечение сотрудников в СМ. Если мотивация персонала низкая, то внедрение СМ и ее работа невозможны.
Для достижения целей по качеству мотивация персонала необходима на всех уровнях управления:
Уровень управления | Ответственность | Контроль |
Сотрудник | Выполнение требований СМ подразделения лаборатории | Руководитель подразделения лаборатории |
Коллектив подразделения лаборатории | Обеспечение качества результатов исследований | Руководитель подразделения лаборатории |
Коллектив ИЛ (ИЛЦ) | Соблюдение Политики в области качества ИЛ (ИЛЦ) | Руководитель ИЛ (ИЛЦ) |
Мотивировать персонал можно индивидуально, изменяя:
Методы стимулирования могут быть:
Мотивация персонала может быть:
Задача внешней мотивации в стимулировании и развитии внутренней мотивации персонала. Добиться этого можно за счет регулярной оценки мотивации персонала.
На основании результатов работы персонала ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории:
Руководители подразделений лаборатории несут ответственность за:
Наставник несет ответственность за:
Ответственный за УОАП несет ответственность за составление Заявки в годовой план подготовки кадров.
Ответственный за контроль качества результатов в лаборатории несет ответственность за внесение сведений о выполнении контрольных проб ВЛКК в карточки сотрудников.
Менеджер по качеству несет ответственность за:
Руководитель ИЛ (ИЛЦ) несет ответственность за:
Вернуться к перечню документов
Перейти к требованиям ГОСТ 17025 ❯
Популярный сервис, который помогает тысячам лабораторий. Рассказываем о преимуществах проекта, создаваемого трудом лабораторного сообщества.
Документ будет полностью обезличен: мы удалим все персонализирующие данные и адаптируем его для интеграции в текущие или новые проекты Открытой разработки документов (ОРД). Мы внесем изменения в текст при такой необходимости.
Огромное спасибо за Ваш неоценимый вклад в создание документации для лабораторий! Ваши усилия помогут нам сделать этот процесс более эффективным и точным. Благодаря Вашему участию, лаборатории работают как часы!
Поделиться ещёФормы документов для лабораторий. Лабораторные журналы, протоколы, акты, листы. Шаблоны. Система менеджмента качества аккредитованной лаборатории
Пройдите простую регистрацию, чтобы скачать формы записи и другие материалы.