Блог

 

Успей всё, останови время!

Возможности в лаборатории. Идентификация. Оценка. Возможности есть? А если найдем?


Возможности в лаборатории. Идентификация. Оценка. Возможности есть? А если найдем?
Содержание

Что такое возможности?
Шаг 1. Идентификация возможностей
Шаг 2. Оценка возможностей
Шаг 3. Выбор стратегии реагирования на возможности
Шаг 4. Мониторинг возможностей
Чем возможности отличаются от улучшений?
Литература

Предупреждение. В настоящей статье представлено частное мнение автора о работе с возможностями в испытательных лабораториях. Мы надеемся, эта статья поможет вам разобраться в том, что же такое возможности и как ими управлять, или, возможно, покажет альтернативный взгляд на данный вопрос.

Что такое возможности?

Единого подхода к определению, что такое возможности в стандартах серии ISO нет, а зачастую встречаются и противоречивые моменты в трактовках рисков и возможностей.

В настоящей статье мы будем исходить из того, что каждое событие может нести в себе как реализацию риска (негативный результат), так и появление возможности (позитивный результат), т.е. риски и возможности всегда принимаются совместно для того, чтобы полноценно проводить оценку тех или иных событий, происходящих в лаборатории.

Данный подход созвучен с ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», где можно найти такое определение:

Риски и возможности (risks and opportunities) – потенциально возможные негативные воздействия (угрозы) и потенциально возможные благоприятные воздействия (возможности).

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (далее – стандарт) не содержит в себе прямых указаний на то, что понимается под рисками и возможностями, а также не содержит в себе указаний по работе с ними, но определяет то, что лаборатория несет ответственность за принятие решения о том, какие риски и возможности необходимо рассматривать.

Предлагаем два варианта работы с возможностями: простой и интересный.

Простой вариант заключается в том, чтобы идентифицировать события и возможности, к которым они могут привести. Внести их в реестр возможностей, назначить ответственных за реализацию возможностей и оценку их результативности. Проводить пересмотр этого реестра раз в год и, при необходимости, после реализации корректирующих действий.

При интересном варианте работа с возможностями во многом схожа с работой с рисками. Необходимо определить возможности, оценить их, выбрать стратегию реагирования и, если возможность реализовалась, то оценить ее результативность.

Сразу оговоримся о том, что данная методика управления возможностями основана на принципах работы с позитивными рисками в управлении проектами (project management).

Какие шаги следует предпринять?

Вернуться к содержанию

Шаг 1. Идентификация возможностей

Определить возможности, как и риски, можно с помощью мозгового штурма или SWOT-анализа. На данном этапе не забываем, что у лаборатории есть не только внутренний, но и внешний контекст.

Шаг 2. Оценка возможностей

Для оценки можно использовать показатели, аналогичные тем, которые применяются для анализа и оценки рисков:

  • вероятность реализации возможности;
  • значимость положительных последствий.

По результатам анализа и оценки возможностей их обычно распределяют на 2 группы:

  • значимые (существенные) возможности, для реализации которых требуются дополнительные действия;
  • незначимые (несущественные) возможности, в отношении которых в настоящее время действия не требуются.

Вернуться к содержанию

Шаг 3. Выбор стратегии реагирования на возможности

Какие стратегии реагирования на возможности есть? Тут все тоже просто: если риск – это негативные воздействия, а возможности – это благоприятные воздействия, то стратегии реагирования на них будут противоположные:

Таблица 1. Стратегии реагирования на риски и возможности

Риски Возможности
Исключение (избежание) риска Использование возможности
Передача риска Совместное использование возможности
Минимизация риска (снижение последствий) Увеличение (усиление) возможности
Принятие риска Принятие возможности

Использование

Есть возможность привлечения дополнительных ресурсов для устранения неопределенности, связанной с появлением возможности. Данная стратегия используется, если возможность обязательно надо реализовать.

Увеличение (усиление)

Стратегия заключается в том, чтобы выявить и увеличить основные источники возможностей и повысить вероятность их возникновения. Для появления этой вероятности необходимо целенаправленно усиливать условия ее появления. Для этого потребуется выделение дополнительных ресурсов.

Принятие

Лаборатория не уклоняется от появившейся возможности, хотя никаких активных действий для ее наступления не предпринимается. Данная стратегия применяется в случае, если возможность сложно или дорого реализовать, либо ее возникновение маловероятно. Например, изменение требований методик в части оснащенности.

Совместное использование

Частичная или полная передача возможности третьей стороне для получения наилучшего результата. Данная стратегия малоприменима к аккредитованным в НСА лабораториям, поскольку требования к совместному использованию оборудования, помещений, и сотрудников ограничена НПА. Хотя, например, некоторые лаборатории передают ведение СМ консультантам, для того чтобы разгрузить персонал и сосредоточится на получении точных и достоверных результатов.

При выборе той или иной стратегии нужно помнить о том, что предпринимаемые действия, связанные с возможностями, должны быть соразмерны их потенциальному влиянию на достоверность лабораторных результатов.

Появившиеся возможности можно внести в уже имеющийся реестр рисков или вынести в отдельный реестр.

Вернуться к содержанию

Шаг 4. Мониторинг возможностей

Ежегодный, как правило в рамках анализа со стороны руководства, пересмотр реестра имеющихся возможностей, исключение реализованных возможностей и дополнение новыми возможностями.

И, конечно же, не забываем пересматривать возможности при выявлении несоответствий. Причем как в ходе внутренних аудитов, так и при фиксации несоответствующих работ.

Вернуться к содержанию

Чем возможности отличаются от улучшений?

Улучшения касаются существующей деятельности лаборатории, а возможности – это создание того, чего в лаборатории раньше не было.

Например

В лаборатории для мытья лабораторной посуды лаборант использует раствор соды и хозяйственное мыло. После того, как лаборатория получила отрицательные результаты по ВЛК, было принято решение купить специальное средство для мытья лабораторной посуды – это будет являться улучшением, процесс мыться не изменился, изменилось только средство. Если руководство примет решение купить в лабораторию автоматическую посудомоечную машину, то это уже будет реализацией возможности.

Вот такой подход к возможностям в испытательной лаборатории.

Вернуться к содержанию

Литература

При создании материала мы вдохновлялись:

Ссылка на источник

Предыдущая Назад в раздел Следущая

Разделы блога